Соглашение об Ассоциации Украины с Европейским cоюзом, на сегодняшний день, остается одной из самых обсуждаемых тем, как политиками, так и населением Украины.
При этом, для того, чтобы хоть как-то оправдать сам факт происшествия трагических событий в Украине во время смены власти в 2014 году называются как провальные моменты, так и фантастические перспективы этой Ассоциации.
Но дальше демагогии и пустых общих фраз разговоры не идут, и объективного экономико-правового анализа, понятного простому человеку, по данному вопросу все еще нет.
Очевидно, что новому правительству необходимо подать информацию о данном Соглашении в наиболее выгодном для Украины свете, так как им нужно оправдывать свои действия, а оппозиции – наоборот.
Что нового дает нам Ассоциация с Европейским союзом?
Первое, о чем необходимо было бы сказать, так это о том, что Ассоциация с ЕС ничего сверхъестественного не создает ни в Украине, ни в отношениях Украины с ЕС.
В силу безграмотности, основная масса населения Украины не знала или забыла о том, что соглашение, подобное Соглашению об ассоциации Украины с Европейским cоюзом, уже существовало.
А именно, еще 16 июня 1994 года между Украиной и ЕС было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, ратифицированное законом Украины от 10 ноября 1994 года за № 237, в котором оговаривались основные принципы торговли между странами ЕС и Украиной. Именно положения данного Соглашения были представлены в расширенном и дополненном виде в Соглашении об Ассоциации Украины с ЕС.
18 июня 2007 года было подписано Соглашение между Украиной и Европейским cоюзом об упрощении оформления виз, которое в вопросе виз является намного более перспективным, чем Соглашение об Ассоциации с ЕС.
С 2008 года Украина стала участницей международной системы ГАТТ/ВТО (Всемирной торговой организации, созданной путем трансформации правоотношений участников Генерального соглашения по тарифам и торговле в правоотношения более высокого уровня), что привело к установлению в Украине общих принципов внешней торговли.
Данные принципы торговли все так же оставлены в силе и для Украины с ЕС в рамках Соглашения об Ассоциации.
07 мая 2009 года на саммите Европейского союза в Праге была запущена Программа «Восточное партнерство», участником которой также стала и Украина. Условия данной программы также предполагают упрощение визового режима и адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС.
Кроме этого, 22 ноября 2010 года был представлен План действий по визовой либерализации Европейским cоюзом визового режима для граждан Украины.
Таким образом, спорное Соглашение об Ассоциации Украины с ЕС является по большей части собранием ранее подписанных договоренностей в единый документ, а не установлением новых возможностей для граждан Украины.
Особенность среднестатистического гражданина состоит в том, что он абсолютно или почти ничего не знает об уже существующих международных соглашениях Украины и никогда не читал и ничего не знает об Ассоциации Украины с ЕС.
Но при этом, он упорно хочет, чтобы вместо «того, что он не знал раньше» у него появилось «то, что он не будет знать в будущем».
Насколько же глобальны правовые и экономические последствия того, что люди упорно не хотят знать, и о чем им упорно лень думать?
Чтобы это было легко понять, я приведу вам следующий пример: для того, чтобы выйти из состава Союза Советских Социалистических Республик, в Украине был проведен референдум.
В свою очередь, для того, чтобы вступить в Ассоциацию с ЕС, проведение референдума не предполагается.
О чем это говорит? – это говорит о том, что никаких сверхъестественных изменений в отношениях Украины с ЕС не произойдет, и все, что можно сделать через Соглашение об Ассоциации – можно сделать и без него, так как оно не несет никаких сложных многоэтапных и структурированных обязательств.
То есть, Соглашение об Ассоциации Украины с ЕС – это всего лишь лозунг, красная тряпка для быка, где в роли быка выступает безграмотный народ. С таким же успехом, Соглашение об Ассоциации Украины с ЕС можно было назвать межгалактическим соглашением, и это ничего бы не поменяло. Но для того, чтобы разволновать народ, была запущена система будоражения его мозгов, путем махания красной тряпкой в виде Ассоциации с ЕС.
Почему вопрос с Соглашением об Ассоциации стал таким актуальным именно в 2014 году?
Маловероятно, что данный вопрос вообще когда-нибудь имел актуальность.
Необходимо сказать, что переговорный процесс, посвященный заключению Соглашения об Ассоциации, был начат еще в 2007 году при Ющенко.
И тут возникает много вопросов.
Например, почему, если Соглашение было так важно, его текст так и не был составлен во время президентства Ющенко, а он сам так ничего и не подписал?
Текст данного Соглашения был окончательно утвержден лишь в ноябре 2011 года – при президенте Януковиче.
И тут также много вопросов – если Янукович был кардинально против этого Соглашения, то зачем нужно было утверждать его текст – ведь только с текстом можно было возиться еще лет десять?!
Но, как бы там ни было, уже 21 марта 2014 года представители государств-членов Европейского союза, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер (от имени самого Европейского союза) и премьер-министр Арсений Яценюк (от имени Украины) подписали политический блок Соглашения, состоящий из преамбулы, статьи 1, разделов I, II и VII. В подтверждение этого факта была подписана Общая декларация Заключительного акта Саммита между Украиной и ЕС.
27 июня 2014 года была подписана экономическая часть Соглашения, путем проставления подписи на полном тексте документа, которая включает в себя разделы III, IV, V и VI.
При этом, учитывая «якобы» важность Соглашения об Ассоциации (которую постоянно подчеркивали в 2013 году будущие президент Украины Порошенко и премьер-министр Яценюк), только 16 сентября 2014 года Верховная Рада приняла Закон «О ратификации Соглашения об Ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергетике и их государствами-членами, с другой стороны».
При этом, как это предусмотрено и самим Соглашением об Ассоциации, и вышеуказанным законом Украины, Соглашение об Ассоциации вступает в силу только после ратификации его всеми сторонами, то есть Украиной и всем государствами-членами Европейского союза, и передачи ратификационных грамот Генеральному секретарю Совета Европейского союза.
Однако, государства-члены Европейского союза все еще не торопятся ратифицировать Соглашение об Ассоциации с Украиной. Таким образом, вся спешка с подписанием Соглашения и нагнетание паники в Украине по поводу данного Соглашения были напрасными, и возможность его реального вступления в силу наступит, по ожиданиям, не ранее середины 2017 года – начала 2018 года.
Можно как-то коротко описать суть Соглашения об Ассоциации Украины с ЕС?
Большинство положений политической части Соглашения содержат общие формулировки, о которых даже нет смысла говорить, потому что они больше напоминают реверансы сторон друг другу при приветствии и не несут какого-либо правового смысла. И лишь небольшую часть Соглашения составляют конкретные условия, выполнение которых требует реальных действий и изменений. К таким условиям можно отнести следующие положения:
· положения статьи 8 Соглашения, согласно которым Украина обязуется ратифицировать Римский Устав Международного Уголовного Суда, основными преступлениями в котором определены геноцид и военные преступления;
· положения статьи 12 Соглашения, в соответствии с которыми вводится режим разоружения Украины и контроль над ее вооружением;
· положения статей 461 и 464 Соглашения, согласно которым учреждаются Совет Ассоциации и Комитет Ассоциации, которые выполняют функции наднациональных органов контроля за исполнением условий данного Соглашения.
В экономической части Соглашения также содержится огромное количество декларативных и ни к чему не обязывающих положений.
На что стоит обратить внимание, так это на следующее.
Положения статей 29 и 78 Соглашения устанавливают постепенную отмену ввозных таможенных пошлин в соответствии с графиком, установленным в Дополнениях к Соглашению.
Возможно, позднее, когда это станет актуальным, мы поговорим об этом подробнее.
Сейчас я хочу обратить Ваше внимание на то, что Соглашение из всех существующих товаров выделяет товар, как тот, что превалирует для импорта в Украину, - бывшую в употреблении одежду, на которую Украина должна в одностороннем порядке снижать импортную пошлину не меньше, чем на 1 % в год (согласно Дополнению 1-В).
Как результат, Европа обновит свой рынок одежды, а каждый украинец получит по уже ношенной «Gabbana». Возможно, где-то в селе это считалось бы хорошей сделкой, но для легкой промышленности Украины – это звучит, как оскорбление и похоронный марш.
Что касается так ожидаемого украинцами безвизового режима и облегченного доступа к наемному труду в Европе, то - Соглашение всего лишь устанавливает обязательства ЕС по выполнению тех условий, которые уже были ранее установлены (согласно положениям статьи 19 Соглашения), а также предлагает возможность каждой европейской стране самостоятельно рассмотреть этот вопрос, без каких-либо обязательств перед Украиной (согласно положениям статьи 18 Соглашения).
При этом, планируется начать борьбу с нелегальными иммигрантами в Европу из Украины, работающими незаконно в странах ЕС (согласно положениям статьи 16 Соглашения).
То есть, данное Соглашение не только не предусматривает облегчение перемещения граждан Украины в Европу, а наоборот – предполагает усиление борьбы с таким перемещением.
Кроме этого, согласно положениям статьи 40 Соглашения, ЕС в одностороннем порядке оставляет за собой право на ограничение импорта сельскохозяйственной продукции из Украины, что ставит под вопрос доходы нашего агропромышленного комплекса и занятых в нем работников.
В соответствии с положениями статьи 56 Соглашения, Украина обязуется привести свои стандарты изготовления продукции в соответствие со стандартами ЕС (стандарты производства и маркетинга продукции).
Это опять вызывает вопрос, «а смогут ли наши производители в условиях финансового кризиса перейти на европейские стандарты для того, чтобы хотя бы иметь возможность торговать в Украине, не говоря уже о Европе?».
Положения статьи 128 Соглашения, предоставляют возможность поставщикам финансовых услуг оказывать такие услуги на всей территории действия Соглашения (то есть, на территории Украины и ЕС). Также, согласно положениям статьи 145 Соглашения, утверждается свободное перемещение капитала, связанного с предоставлением кредитов, инвестированием (в том числе, и портфельным), финансовыми ссудами. Это фактически означает свободную экспансию иностранных банков на территорию Украины, и в связи с неконкурентоспособностью украинских банков, в реальности - переход украинских банков под контроль иностранных банков или вообще их закрытие.
При этом, акцент ставится в первую очередь на инвестировании и кредитовании, предусматривая то, что украинцы проявят интерес к вложению средств в европейскую экономику и захотят брать кредиты именно в европейских банках. Получается, что в силу вступает очередной механизм оттока средств из Украины.
Можно ли просчитать последствия Ассоциации для простых граждан Украины?
Для населения Украины катастрофическим элементом Соглашения можно считать то, что в соответствии с положениями статьи 269 Соглашения, устанавливается правило, согласно которому цены на внутреннем рынке энергоносителей приводятся в соответствие с ценами на внешнем рынке (рынок товаров на территории сторон Соглашения).
Украинские предприниматели и экономисты ожидали от новых правил торговли с ЕС положительных сдвигов, однако, пока их надежды не оправдались.
А в это время, экспорт украинских товаров в январе 2015 года сократился на 31% (1354,2 млн. долларов). Отрицательное сальдо торговли составляет 25,1 млн. долларов (данные об экономических показателях составлены, согласно информации, изложенной на сайте Государственного комитета статистики Украины).
Практически все виды экономической деятельности демонстрируют негативную динамику, кроме сельского хозяйства (по итогам 2014 года - прирост на 2,8%). В начале 2015 года Украина потеряла от торговли с ЕС 481 млн. долларов, по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Производство страны обваливается по «цепной реакции», а за границу уходит в основном сырье и дешевые товары. Внешнеторговая деятельность Украины на сегодняшний день осуществляется в условиях беспрецедентного физического уничтожения производственных мощностей и масштабной остановки и распродажи промышленности.
При этом, нужно понимать, что все вышеуказанные соглашения Украины с Европейским союзом и его государствами-членами находятся в одной плоскости и ничего кардинально не меняют в жизни Украины и никоим образом не поднимают ее и ее отношения с Европейским союзом на новый уровень. Это как квадраты на полу. Как бы ты не прыгал по ним, ты все равно не поднимешься на верхний этаж. Поэтому, все эти соглашения можно рассматривать не как механизм сближения, а как механизм сдерживания Украины от сближения с Европейским союзом, который предлагает ей прыгать с квадрата на квадрат, не давая возможности попасть на верхний этаж.
Но какие перспективы ожидают Украину от зоны свободной торговли в условиях нашего экономического положения сейчас?
04 октября 2015 года международная организация ISDA (Международная Ассоциация по свопам и деривативам) официально выразила признание дефолта в Украине, предпосылкой чего стала предварительная резолюция по Украине от 23 сентября 2015 года. Признание дефолта в Украине стало реакцией на подписание Распоряжения Кабинета Министров Украины «О начале процедуры реструктуризации государственного и гарантированного государством долга и его частичного списания» от 22 сентября 2015 года по № 978-р, которым введен мораторий на предстоявшую 23 сентября выплату 500 млн. долларов долга по еврооблигациям.
В свою очередь, согласно заявлению Питера М Вернера (представителя департамента ISDA по вопросам рынков Европы Регионально-специализированного отдела) от 09 октября 2015 года, объявление, пусть и технического, дефолта в Украине - это сигнал о начале зачистки активов этой страны финансовыми стервятниками и прочими акулами финансового бизнеса.
Куча соглашений, куча бумаг, куча условий и одновременно, обвал экономики – а что с этого простому человеку?
Для того, чтобы простой человек смог понять весь этот набор букв и слов, он должен просто сравнить - «до и после Ассоциации с ЕС» по каждому важному моменту.