Услуги
О фирме О сотрудниках

Запрещенные методы завлечения клиента

(Недобросовестное завлечение клиента, обман клиента, использование запрещённых методов)

1. Наиболее распространёнными методами для привлечения клиентов являются использования скидок и распродаж.

В соответствии с требованиями Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 года № 1023 XII, употребление терминов – «скидка» и «распродажа» возможно только в строго предусмотренных законом случаях.

Согласно требованиям части 4 статьи 15 Закона Украины «О защите прав потребителей», термины «скидка» или «уменьшенная цена» предприниматель может использовать только при соблюдении следующих условий:

  • если «скидка» используется к продукции, которая реализуется непосредственно предпринимателем, который объявил о скидке;
  • если «скидка» или «уменьшение цены» используется на протяжении определённого и строго ограниченного периода времени;
  • если цена продукции со «скидкой» ниже от её обычной цены.

Употребление термина "распродажа" или любых других аналогичных понятий, согласно требованиям части 5 статьи 15 Закона Украины «О защите прав потребителей», разрешается только в случае соблюдения следующих условий:

  • если осуществляется «распродажа» всех товаров в пределах определённого места либо осуществляется «распродажа» чётко определённой группы товаров в разных местах (то есть, «распродажа» только части товаров в одном магазине запрещена, но разрешается «распродажа» не всех, а только группы товаров по всей сети магазинов);
  • если длительность «распродажи» чётко ограничена во времени;
  • если цены на товар, которые подлежат «распродаже», ниже, чем их обычная цена.

Это означает, что при организации «скидок» и «распродаж» продавец обязан предоставить Вам информацию о четком перечне товаров или услуг, которые предлагаются со «скидкой», о периоде действия скидки и (теперь самое главное) о цене, которая была на этот товар или услугу до момента проведения «скидки» или «распродажи» (с документальным подтверждением).

Нарушение любого из вышеуказанных требований, дает Вам право обратиться в органы по защите прав потребителей с требованием провести проверку данной операции и наказать виновного продавца товара или услуги.

2. Использование фальсифицированной продукции.

Согласно положениям пункта 27 статьи 1 Закона Украины «О защите прав потребителей», фальсифицированной является продукция, изготовленная с нарушением технологии или с неправомерным использованием знака для товаров и услуг, а также с копированием формы, упаковки, внешнего оформления или с неправомерным воспроизведением самого товара, производимого другим лицом.

Понятие «фальсифицирование товары» очень часто путают с понятиями «товары-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары».

Это неудивительно, поскольку заменители и дефектные товары широко используются с целью фальсификации.

При этом, заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицированным товарам, если на их маркировке или товаросопроводительной документации обозначено их настоящее наименование, а цена соответствует качеству и происхождению.

В реалиях современной жизни каждый из нас хотя бы раз сталкивался с покупкой товара с названием от известного бренда, однако, по качеству не соответствующего ему.

Таким образом, нечистые на руку предприниматели пытаются за счет уже давно раскрученного и известного бренда поднять уровень своих продаж, путём введения потребителей в заблуждение.

Согласно положениям статьи 8 Закона Украины «О защите прав потребителей», в случае выявления в течение установленного гарантийного срока фальсификации товара, подтвержденной заключением эксперта (при необходимости), потребитель имеет право, в порядке и в сроки, установленные законодательством, и на основании обязательных для сторон правил или условий договора, требовать от продавца или производителя (на свой выбор) следующего:

  • расторжения договора и возвращения уплаченной за товар денежной суммы;
  • замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя) товаров.

Также стоит помнить, что для использования указанных выше способов защиты Вы должны сохранять документы, которые подтверждают приобретение товаров.

3. Завлечение клиентов через интернет магазины.

Покупка товаров в интернете обладает определенными преимуществами и ее популярность растёт не по дням, а по часам.

В связи с этим, увеличивается и количество нарушений прав потребителей.

Самой распространенной уловкой интернет магазинов для обмана покупателя является неправильное оформления сделки по продаже товара (и это в первую очередь должно натолкнуть Вас на мысль о возможном обмане), например:

  • на сайте осуществляется продажа товара/услуги одной компанией, а при оформлении сделки документы выписываются от другой компании (или вообще от несуществующего лица, которое Вы при приеме товара проверить не можете);
  • оформление сделки осуществляется путем выписывания обычной накладной, без предоставления платежных документов;
  • Вам неизвестно, кто поставил подпись на платежном документе, а сами платежные документы не скреплены круглой печатью компании (предпринимателя) продавца, а имеют только отметку с обычным наборным штампом, который даже Вы можете купить в любом канцелярском магазине;
  • гарантийные талоны оформлены третьей неизвестной компанией, не имеющей отношение к сделке по покупке товара;
  • отказ курьера, который доставляет товар, от предоставления документов, подтверждающих существование компании продавца.

Осуществление покупки товара с любым из вышеуказанных нарушений приводит к Вашей невозможности защитить свои права, в случае покупки некачественного товара.

Кроме этого, очень часто, интернет магазины пытаются обмануть Вас в части гарантийных обязательств и предлагают оплатить дополнительные средства за составление гарантии. Однако, Вы должны помнить, что каждый производитель обязан предоставлять (согласно украинского законодательства) и фактически предоставляет покупателю бесплатную гарантию.

Некоторые производители предоставляют расширенную гарантию с большим сроком действия и более детальным списком видов ремонта. За такую гарантию производитель имеет право брать дополнительные средства (но только в этом случае).

Самое главное, Вы должны понимать, что все интернет магазины, так же как и все остальные магазины, обязаны соблюдать нормы Закона Украины «О защите прав потребителей».

При этом, не забывайте следующее:

  • Вы должны проверить товар в присутствии курьера;
  • в присутствии курьера Вы должны проверить гарантийный талон;
  • курьер не имеет права отказаться подождать, пока Вы будете осматривать товар;
  • в случае, если Вы обнаружили повреждения на товаре, Вы имеете право требовать, в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей», уменьшение цены на товар, безвозмездного устранения недостатка товара либо просто отказаться от товара.

4. Недобросовестная реклама.

В соответствии с положениями статьи 1 Закона Украины «О рекламе» от 03.07.1996 года №270/96 – ВР, недобросовестной рекламой является та реклама, которая вводит или может ввести в заблуждение потребителя рекламы, причинить ущерб лицам, государству или обществу вследствие неточности, неправдивости, двузначности, преувеличения, замалчивания, нарушения требований касательно времени, места и способа распространения.

Недобросовестной также может быть следующая реклама:

  • реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  • реклама, которая задевает честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
  • реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Кроме этого, недобросовестной может быть признана реклама, которая нарушает содержащиеся в Законе Украины «О рекламе» специальные требования. Например, если такая реклама нарушает требования, касающиеся рекламы лекарственных средств, алкогольных напитков и табачных изделий, продажи оружия, услуг, связанных с привлечением средств населения, ценных бумаг, рекламы других видов предпринимательской деятельности, требующих специального разрешения, и рекламы о снижении цен на продукцию (распродаже).

Считается нарушением Закона Украины «О рекламе», если реклама способна ввести потребителей рекламы в заблуждение (даже, если такого факта не состоялось).

Рекламу следует считать вводящей в заблуждение, если она вызывает у потребителей ожидания, которые не могут быть реализованы товаром (услугой), что рекламируется.

При этом, реклама является вводящей в заблуждение, только если она касается конкретных качеств или возможности товара (услуги). В свою очередь, если рекламное заявление содержит общие характеристики, такие как, влияние дезодоранта на привлекательность мужчины, оно не является таким, что вводит в заблуждение.

В соответствии с положениями части 1 статьи 26 Закона Украины «О рекламе», контроль за соблюдением рекламного законодательства осуществляют следующие государственные органы:

  • центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, – в отношении защиты прав потребителей;
  • Антимонопольный комитет Украины в отношении соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции;
  • Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания – в отношении телерадиоорганизаций всех форм собственности;
  • центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную финансовую политику, – в отношении рекламы государственных ценных бумаг;
  • Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – в отношении рекламы на фондовом рынке;
  • центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сферах строительства, архитектуры, относительно сооружения жилого дома;
  • центральный орган государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о занятости населения – в отношении рекламы о вакансиях.